Главные законы, которые работают при обучении новым двигательным действиям

Мы все дети своего времени. Заканчивая  школу я уже  знал, что буду работать тренером.  Я понимал, что без глубоких знаний хорошим тренером не стать. С той поры у меня выработалась привычка покупать специальную литературу, которая прямо или косвенно будет пополнять мой богаж знаний. По-началу всё прочитанное я принимал, как истину и руководство к действию.  Время шло и  опыт прибавлялся. Мои первые сомнения в том, что в книгах кроме истины присутствуют много заблуждений я понял уже в 27 лет.

Тогда я тренировал тяжелоатлетов, где обучать нужно было всего-то двум движениям- рывку и толчку, но в литературе была написано, что для их освоения требуется от 6 месяцев до двух лет. Там же была расписана методика обучения, но на практике она не работала и мои ученики, которых я набирал, всякий раз разбегались.

Наконец до меня дошло, что книжные кумиры тоже могут ошибаться. Это озарение перевернула всю мою жизнь. Теперь я надеялся только на себя. Так я придумал два специальных устройства для тренировки тяжелоатлетов, и на основе их использования разработал нетрадиционную методику обучения технике тяжелоатлетических упражнений и защитил диссертацию в Москве. При этом сроки обучения сократились до одного месяца т.е. в 6 раз. По честному,  я это делаю за 2-3 занятия, но этому бы никто не поверил,и, чтобы никого не раздражать, педагогический эксперимент было решено проводить один месяц.

Поэтому, когда я пришёл в ТЕННИС, на моих ушах уже не было той «лапши,»  которую и сейчас вешают на уши слушателем учебных заведений, где готовят будущих инструкторов, преподавателей и тренеров по разным видам спорта, в той  части, где описывается методики обучения  технике движений.

Задумайтесь, учил ли нас кто-то специально ходить, бегать прыгать и беситься. Мы просто видели, как это делают другие и пытались им подражать. Так к четырём  годам мы овладевали всеми необхдимыми для жизни двигательными навыками.

Я слышал, что к пяти годам человек накапливает до 85% всех жизненных знаний. Оставшиеся 15% он добирает в течение всей жизни, которую он проживает после пяти лет.

С движениями всё происходит, примерно, по такому же сценарию.

Дело в том, что законы овладения новыми движениями существуют в природе сами по себе, и задача тренеров не разрушать эти законы, а использовать во благо.

Возьму на себя смелость сформулировать эти основные законы

Первый закон –обучение  нужно строить через подражание, а не через понимание. Надо меньше объяснять, а больше показывать,   используя методические приёмы с применением рук инструктора, с тем чтобы ученик не через мозги, а через своё тело почувствовал выполнение требуемого движения;

Второй закон —  «повторение мать учения».  Запоминание любого движения требует их многократного повторенния. Запоминание определённых движений происходит на уровне мышечных и внутрисуставных ощущений. Поэтому очень важно разработка и использование специальных устройств и приспособлений, позволяющих повторять изучаемое движение многократно.Что значит многократно? Из своего опыта скажу- это от трёх  до пяти тысяч  повторений. В этом случае движение будет выполняться на уровне автоматизма ( рефлекс) ;

Третий закон- не давать методических указаний во время выполнения самого двигательного действия. Чем больше тренер даёт указаний, тем медленнее идёт процесс обучения. Все указания следует давать в паузах между действиями. При этом, недопустимо требовать от обучаемого выполнения нескольких задач одновременно. Например: смотреть на мяч, сделать ранний замах, подойти правильно ногами к месту дара, встретить мяч впереди, выполнить проводку, и т.д.  Уже точно известно, что хорошо контролировать можно, что-то одно. Поэтому не учитывать это свойство мозга, значит пудрить мозги и себе и ученикам;

Четвёртый закон- главные моменты техники следует выстраивать отдельно. Например,  в теннисе в первую очередь обучаемый должен научиться смотреть на мяч, все остальные главные моменты становятся второстепенными.  Если же главной задачей ставится обучение технике, то все остальные главные моменты становятся второстепенными и т.д.  Таким образом,  все главные моменты игры лучше осваивать отдельно, а затем, они сами «притрутся» друг к  другу.

Пятый закон — лучшей запоминаемостью обладает внешняя картина изучаемого движения, а затем временные детали техники;

Шестой закон — новые движения нужно строить на основе ранее приобретённых;

Седьмой закон — При правильно организованных движениях вначале включаются крупные, средние и в последнюю очередь мелкие группы мышц?

Как это делается на практике? Лучше, если изучаемые упражнения, как бы, выделены из самого тенниса, но будут выполняться вначале в облегчёных условиях. Я придумал два устройства, которые позволяют осваивать технику базовых теннисных ударов сразу, не отвлекаясь на разного рода упражнения, далёкие от игровых действий теннисистов на корте.  Эти упражнения представлены на моих  видееоуроках.

Инструкторы вооружённые вышеперечисленными  законами могут  их применять по своему усмотрению, создавая свои методики, которые должны радовать своих учеников тем, что позволяют им радоваться и получать удовольствие от тенниса с первых занятий.

Поделиться в соц. сетях

Главные законы, которые работают при обучении новым двигательным действиям
Главные законы, которые работают при обучении новым двигательным действиям
Главные законы, которые работают при обучении новым двигательным действиям
You can leave a response, or trackback from your own site.


2 Responses to “Главные законы, которые работают при обучении новым двигательным действиям”

  1. […] Главные законы обучения движениям Поделиться в соц. сетях Posted in Теннис -новые статьи « Как научиться играть в теннис в 40 лет You can leave a response, or trackback from your own site.  […]

  2. […] Главные законы обучения движениям Поделиться в соц. сетях Posted in Штанга — новые статьи « Теннис обучение- удары с полулёта Как научиться играть в теннис в 40 лет » You can leave a response, or trackback from your own site.  […]

Leave a Reply


девять − 7 =