Занятия в группе с эффективностью индивидуальных

С самого начала работы с новичками я думал о том, как сделать так, чтобы  занятия в группе не уступали по эффективности индивидуальным.

Имея большой опыт по разработке ускоренного обучения технике тяжелоатлетических упражнений, я уже знал основополагающие положения и принципы, которые нужно было приложить  при разработке ускоренной  методики обучения базовым теннисным ударам.
Они следующие:
1.    Создать условия для многократного повторения  техники выполнения всех базовых теннисных ударов. Эта задача была решена с помощью запатентованных устройств для тренировки теннисистов: «удочка Ге» и «тренировочная стенка Ге»;
2.    Разработать методику обучения всем базовым ударам с применением  указанных устройств. Под методикой подразумевается разработка и методическая последовательность применения подводящих и специально-подготовительных упражнений к каждому базовому теннисному удару, а также определение количественных характеристик ( кому и сколько повторять то, или иное упражнение)
3.    Разработать методику работы с новичками на корте при организации занятий в группе.

В моём распоряжении было 4 корта. Я подготовил и установил 7 удочек и 48 погонных метра тренировочной стенки высотой 4 метра, на которой одновременно могли упражняться 8 учеников. Таким образом, были созданы условия для обучения одновременно 15 учеников, где никому не нужно стоять и ждать своей  очереди, как это бывает при обучении в группах традиционным способом.

Обычно я подходил к удочке и почти ничего не объясняя  показывал то или иное упражнение и все. Потом, все расходились по «своим удочкам» и каждый пытался выполнять упражнение  так как мог на этот момент. Далее, я подходил к тем, у кого совсем не получалось и «ставил» движение, используя разные варианты методических приёмов.
Даже, если первые 5-10 мин. упражнение выполняется с отклонениями, уже сам процесс выполнения ударов ракеткой по мячу даёт положительный эффект.
С учётом того, что на обоих устройствах за одну минуту можно выполнить более 30-40 ударов, через 5 мин. они уже набирали по 150-200 ударов по мячу, что позволяло им  «чувствовать», и «видеть» мяч. И тогда, можно начинать «достраивать» изучаемое движение до состояния, достаточного для первого занятия.  В нашем случае, это удар слева двуручной хваткой  с нормальным поворотом туловища в замахе и выраженной проводкой. Если такое движение выполняется уверено, то можно переходить к выполнению аналогичного удара справа, но обязательно двуручной хваткой.
Если 7 учеников работают на удочке, в это же время 8 новичков одновременно могут выполнять удары с отскока на мягкой стенке. Вначале «как попало». Тем у кого   получается хорошо, я даю более сложное задание. Например, удары с отскока слева и справа не сгибая рук в локтевых суставах.

Через 10-5 мин.  кто  работал на удочке и на мягкой стенке меняются местами.
Периодически нужно самому брать ракетку и показывать 10-15 ударов на удочке или мягкой стенке, обратив внимание учеников не более чем на одну важную деталь.
Техника ударов строится  именно на удочке, которая позволяет выполнять однотипные движения  с возможностью «перекинуть» внимание ученика на тот или иной участок изучаемого движения, тогда как на корте такое «перекидывание» значительно снижает  контроль за мячом, что недопустимо. Когда техника ударов на устройствах примет очертания задуманного, можно ожидать его выполнение и на мягкой стенке и на корте.
Опыт обучения  по такой схеме показывает, что техника любого теннисного удара ставится в рамках  2-3 занятий, если это делать на удочке. В последующем, регулируя высотой уровня  мяча можно снять практически все проблемные места, которые имеют место быть у теннисистов, особенно у тех, кто только начал заниматься.

Я верю  в силу главного принципа обучения: «повторение- мать учения»

И,  если существует методика, где количество выполнения ударов по мячу на технику окажется больше, чем в нами разработанной, значит она лучше, но в доступной мне литературе ( более 30 отечественных и зарубежных, а также в Интернете) я не обнаружил. Все существующие  в мире методы обучения хороши для способных учеников. А по моей методике мы обучаем практически всех.

Особенно хорошо эта методика показана  при организации групповых занятий.

Я практиковал и продолжаю давать индивидуальные занятия, но ни один из них не мог выигрывать у тех кто занимался в группе. Тренировки в условиях конкуренции оказывались всегда эффективнее «особистов»

Мой тел. в Алматы  8 777 270 81 84

Поделиться в соц. сетях

Занятия в группе с эффективностью индивидуальных
Занятия в группе с эффективностью индивидуальных
Занятия в группе с эффективностью индивидуальных
You can leave a response, or trackback from your own site.


14 Responses to “Занятия в группе с эффективностью индивидуальных”

  1. admin:

    Я по призванию методист и как методист знаю, что разработанная мною методика и принципы обучения это прорыв. Тем более удивительна пассивность читающих мои статьи. Благодаря этой методике я вне конкуренции по скорости обучения и материально обеспечен.
    Уверен,что любой тренер вооружённый моей методикой достигнет такого же успеха в любой части цивилизованного мира, где любят теннис и нет войны.

  2. […] Занятия в группе с эффективностью индивидуальных Поделиться в соц. сетях Posted in Теннис -новые статьи « Как научиться играть в теннис в 40 лет You can leave a response, or trackback from your own site.  […]

  3. health…

    […]теннис обучение, уроки тенниса, техника тенниса | Новые Технологии Тренировки![…]…

  4. Здравствуйте, уважаемый Николай Денисович.
    Я был очень рад, обнаружив в сети Ваш сайт. Редко встретишь человека, пытающегося осознать глубинную суть всего — от штанги до тенниса.
    Я понимаю Ваши огорчения — к сожалению на просторах бывшего СССР и в академической науке, и в попытках теннисных тренеров разобраться в сути тенниса и разработать адекватные методики тренировки — полный застой. Кроме Вас — я нашел всего одного тренера из Санкт-Петербурга, который хоть пытался разобраться в сути тенниса. Его зовут Сергей Мамиконов. К сожалению, по болезни, он прекратил работу и его сайт был закрыт.
    На Западе уже давно занимаются этими вопросами и их наработки помогли мне понять, что не «все так хорошо в королевстве датском». Я стал публиковать материалы по теннису с 2003 года. (До этого пытался в журналах, но там не нашел понимания) И Сережа был единственным тренером, с которым у меня была интенсивная переписка до его болезни.
    Вы правильно поняли, что словесное описание техники тенниса, постоянно идущие команды только дезориентирует занимающегося, особенно, ребенка. Есть подробная статья американского специалиста Рея Брауна http://tennisexplorer.narod.ru/whatmusttodo.htm , описывающего проблемы понимания. Он, кстати, математик Phd. А обратится к теннису его заставили личные обстоятельства — болезнь жены
    http://tennisexplorer.narod.ru/RussianArticles/Becky.htm.
    На сегодняшний день он и еще один профессор доктор Фримен продолжают заниматься исследованиями работы мозга, используя теннис как полигон для испытаний. На сегодняшний день они исследуют вообще новую гипотезу работы мозга. Но на сайт их теперь пускают только спонсоров со взносом не менее 250$/ http://www.protenniscamps.com/ http://www.protenniscamps.com/ResearchProgram01.html
    У меня есть несколько замечаний к Вашей методике.
    1. На этапе обучения базовой техники желательно максимально исключить дополнительные раздражители как-то отскок мяча, скорость мяча. Поэтому Ваша Удочка Ге хотя и бьет в мягкую стенку, может все-таки менять угол отскока и скорость. Поэтому я использую стабильный механический тренажер, типа того, что показан здесь http://tennisexplorer.narod.ru/RussianArticles/trenager.htm.
    2. Использование показа, как средства ускорения обучения эффективно только для учеников с хорошими идео-моторными способностями. Если их нет, или они слабо развиты — эффект будет слабым. Я применяю прямое управление мышцами, беря занимающегося за руки и проводя многократно по требуемой траектории. По этой методике мне удалось обучить технике тенниса даже детей с перенесенными травмами головы врожденными и после падений с большой высоты.
    При показе необходимо также исключить эффект зеркального отображения, когда вы стоите лицом к занимающемуся. Здесь тоже есть разработанные методики.
    Но, главное, что прорыв совершен — у меня есть теперь единомышленник, чему я очень рад

    • admin:

      Уважаемый Борис, здравствуйте и с новым Вас годом! Извините,но я чайник в интернете и случайно обнаружил ваши комментарии. Очень обрадовался возможности пободаться за истину.
      По поводу, моей техники мне сложно рассуждать, но до тенниса я 8 лет играл в настольный теннис, где-то на уровне 1 разряда. Меня консультировал мастер спорта. Но в большом теннисе техника существенно отличается от настольного, что связано лимитом времени на подготовку к удару.Я играл в баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон.
      Я согласен с утверждением Ника Болетьери, когда он говорит, что хороший тренер должен сносно играть в теннис, но иметь аналитический ум. Я начал играть с 36 лет в Москве. Это было время, когда я работал над диссертацией по теме : Методика обучения технике тяжелоатлетических упражнений. Проблемой обучения двигательным действиям я плотно занимаюсь с 1978 года. Вначале верил тому, что написано в книгах советских учёных-теоретиков, но на практике попадал в тупик. Неожидано пришёл к пониманию, что нужно отказаться от некоторых правил, которые диктовала теория. В частности, я придумал устройство для обучения технике в штанге, которое заставляло учеников с первых минут выполнять требуемое движение. Это было что-то похожее на чудо. Оказывается, что движение нужно строить по принципу создания анимационных фильмов. Вы, видимо знаете, что главный принцип анимации построен на резком переходе из одного рисунка на другой. Я нашёл в технике движения граничные позы, которые не сложно запоминать, ибо они изучаются в статике. Вначале осваиваются отдельно начальная и конечная позы. Если их соединить, то получается определённое движение. Переход из одной позы в другую делается на специальных устройствах, которые заставляют срабатывать уже имеющиеся у новичков навыки. Короче,то чему я раньше обучал месяцами, теперь я делаю за несколько минут.
      Этот же принцип я использовал и в теннисе. Например, приходит ко мне новичок, я сразу ставлю его бить по мячу на моей удочке, с единственным условием, делать это двуручной хваткой и строго вытянутыми руками в локтях. Естественно, в начале я ему показываю, как это делается 10-15 раз. Он просто смотрит и затем, пытается это делать сам. Обычно я начинаю обучать с двуручного «бекхенда». Если он после 40-50 ударов (1-2 мин) он не может выполнять удары выпрямленными руками, я использую ваш вариант, т-е. помогаю руками уловить маховое движениями. Обычно, это хорошо помогает, и вы в этом однозначно правы. Через 100-150 ударов движение обычно налаживается.
      Это упражнение не столько на технику, сколько для того, чтобы прочувствовать мяч и видеть его в динамике.
      При этом, минимум слов и коррекций. Освоение упражнения происходит на уровне саморегуляции. О том, что это происходит видно по изменению кучности разброса мячей на смягчающей сетке. Я вас понимаю, ибо сам не могу привыкнуть к тому, как это так происходит.
      Когда кучность хорошая, можно начинать строить технику. Я показываю начальную позу(поза замаха двуручной хваткой) и конечную позу(поза после проводки) и прошу контролировать только их. Поверьте, что они это делают, практически сразу. Затем, аналогичная процедура делается и справа( двуручной хваткой) и всё идёт ещё быстрее, так как с лева это было освоено.
      На первом же занятии каждый ученик пробует выполнять удары с отскока на мягкой стенке. Если он сделает подряд более 5-ти ударов, я знаю, что он готов отбивать мячи с отскока на корте и я вывожу его на корт. Да, он бьёт не по технике, но правомерно ли ожидать технику на первом занятии. Я им говорю, что на корте нужно учиться смотреть на мяч и как-нибудь попадать на площадку. Для малышей 6-8 лет вообще здорово, если они просто выполняют удары по мячу с отскока.
      КАждое попадание по мячу для них праздник и я это вижу. Не нужно им портить этот праздник.
      Теперь я уже точно знаю, что техника начинает «вылезать» после 2000-5000 тысяч ударов на технику, т.е. где-то после 10 занятия. Здесь не следует торопить события.
      Я с уважением отношусь к вашим поискам лучших решений, но вы идёте тем же путём, по которому я пытался обучать через осознание учениками движения и попал в тупик.
      По каким то причинам, мы не доверяем природе и хотим обучать в начале в статических условиях, надеясь, что остальные действия можно пристроить потом. Может быть, но судя по тому, что вы их выпускаете на корт через несколько месяцев, мне понятно, что тут что-то не так. Вот текст моего объявления, которое я размещал в газете: «Теннис. Обучение за 3 месяца». Через год, мои ученики выступают на соревнованиях, без всякого форсирования.
      Я готов с вами вести полемику и мы сможем в этом деле разобраться. Для меня была очень полезной книга У.Тимоти Геллуэй Теннис. Психология успешной игры.

    • admin:

      По поводу дополнительных раздражителей, как отскок мяча, скорость мяча.Я не считаю изменчивость этих параметров. Именно фактор изменчивости, но в упрощенном варианте даёт хороший методический эффект.Мне хорошо понятен механизм вашего тренажёра. Я довольно глубоко изучал все типы существующих тренажёров в спорте. Ваш относится к типу фиксированных, которые не стимулируют поисковую деятельность.В спорте лучшими являются тренажёры, стимулирующие поисковую деятельности, т.е заставляющие учеников искать и самостоятельно находить правильное решение. При обучении движениям, важно создавать возможности и условия, чтобы ученики могли пробовать это делать изучаемое упражнение многократно. То, что вы считаете в моих устройствах недостатками, на практике дают удивительный приспособительный эффект. Тем не менее, надо отдать должное, вашему устройству, которое было бы весьма полезным при освоении определённых статических поз, а также как подготавливающий к работе на моих устройствах. Я использую похожие устройства с колёсиками, когда требуется понять ударов с вращениями в кручёных и резанных мячах.

  5. Да, Вы не совсем правы насчет заработка. В местах большой конкуренции, как город Одесса наибольшие заработки у работающих в крутых клубах, обвешанных разными званиями и дипломами и у откровенных шарлатанов, ничего не умеющих, но на год два способных охмурить родителей детей. Это тоже серьезная проблема, потому что это позволяет максимизировать прибыль. А об ученике и его будущем мало кто думает. Как и в медицине.

  6. Да, забыл, моя методика кратко описана здесь http://tennisexplorer.narod.ru/RussianArticles/learn_tennis.htm
    Главное на первом этапе — ученик категорически не должен самостоятельно работать с мячом (совершать удары). Пока у него не будет сформировано правильное ударное движение и правильная работа ног при подходе к мячу. (Удочку я использую , в основном, только для обучения удару над головой и подаче. Причем, именно в такой последовательности). Этот период обучения составляет где-то 3 месяца, 2 раза в неделю по часу .

  7. У меня личный вопрос. Но, учитывая, что записи Вами модерируются, я задам его здесь.
    И Ваша методика, основанная на зрительном восприятии техники удара , и моя — основанная на прямом развития мышечной памяти правильного ударного движения, подразумевают, что тренер сам обладает этой техникой. Я играю в теннис с 1977 года. Знакомился со всей теннисной (убогой) литературой советского периода,(что и заставило начать писать). До этого — у меня 20 лет волейбольной практики освоение подачи, игры с лету, работа ног — не составляли особого труда.
    Вы же пришли из тяжелой атлетики. Как Вам удается объяснять, как Вам удалось быстро освоить технику тенниса? Тем более, что на рубеже веков она радикально менялась. И освоение её для зрелого человека — длительный путь. У меня высшее инженерное образование и 35-и летний опыт работы в исследованиях в области электроники.
    Что дает неплохой опыт анализа.

  8. Я был уверен что Вы знаете Тима Геллуэя 😉

    • admin:

      Вы знаете, Тима Геллуэя я прочитал в 2011 году, а методику, основанную на способности человека осваивать движения на уровне саморегуляции мне стало понятно в 1978 году из тяжёлой атлетики, но у меня не было научного обоснования. Только где-то в 1986 я у Гурфинкеля, нашёл что позы человека регулируются рецепторами, которые находятся на своде стопы. Отсюда я сделал много других выводов, когда дело касается сохранения в движениях динамического равновесия. Естественно, что и в теннисе очень важно не терять чувство баланса. У Геллуэя я нашёл подтверждение тому, что чем меньше мозгами лезешь в движение, тем лучше. Особенно часто мы ошибаемся, когда очень хотим сделать всё по технике. У меня всё получается, когда я чётко вижу мяч, и тогда я могу его отправить туда или сюда тем или иным способом. Одним словом больше практики, но без тренажёрных устройств сложно набрать эту практику. Поэтому самые проблемные удары типа реверс, с лета на уровне головы, с отскока на уровне плеч, а самое главное, навыки переключения от одних способов ударов на другие я набрал на своих устройствах. Они это позволяют сделать в рамках нескольких занятий. В итоге, я практически никогда не отбегаю более одного метра за заднюю линию, и все глубокие мячи я выполняю или по восходящим или с лёта и делаю это также спокойно как дышу, т.е. не задумываясь, ибо все эти удары многократно( сотни раз) моделировались на устройствах, до того как приходится их делать на корте.

  9. Присоединяюсь на 100% к Борису — «Я был очень рад, обнаружив в сети Ваш сайт. Редко встретишь человека, пытающегося осознать глубинную суть всего — от штанги до тенниса» :-)

  10. Уважаемый Борис, первый раз встречаю человека говорящего о преимуществе периферического зрения над фокальным в теннисе! Я сам это использую долгое время — зная об этом из кунфу и айкидо. Не нашел на Вашем сайте контактной информации!? С уважением, Миша

  11. Дорогой Николай,

    Мне просто ужасно интересно вдруг встретить родственного по духу человека :-)
    Не терять чувства баланса — согласен, это наверное самое главное. А баланс физический очень тесно связан с балансом ментальным или психическим. В японско-китайской традиции это осуществляется посредством хара центрирования и дефокусирования. Это хорошо описано в книгах Eugene Herrigel/ARCHERY (Zen and the art of Archery), Koichi Tohei/AIKIDO (Ki in everyday life), Millman/SPORT (Body mind mastery), Musashi/SWORD (Book of five rings). Все это на 100 процентов применимо во всех стрессовых доменах, в тч теннисе.

    Мои скромные изыскания в этой области описаны в:
    блоге: http://sakharoff.wordpress.com — нажмите на английский флажок
    сайте: http://www.dancingsword.dk — нажмите на английский флажок

    Очень буду рад с Вами поговорить!
    Обнимаю крепко, искренне Ваш
    Миша

Leave a Reply


− 2 = три