Инновации в подготовке теннисистов

Инновационная технология обучения теннису

Н.Д.Ге

Казахстан, Алматы

Аннотация: В докладе презентуется разработанная автором методика обучения теннису, основанная на применении двух изобретений: «Удочка Ге» и «Тренировочная стенка Ге», позволяющая  осуществлять  процесс  обучения, как индивидуально, так и групповым методом. При этом в обоих случаях  достигается высокая эффективность обучения, а сроки овладения базовыми ударами сокращаются до 40-60 занятий, тогда как при традиционных  методах подготовки требуется более 300 занятий.

Ключевые слова: Теннис, обучение, «удочка Ге», «тренировочная стенка Ге», двуручная хватка, количество ударов, предупреждение ошибок.

 

Анализ доступной специальной литературы изданных в период с 1966 по 2010 годы и наблюдения за организацией тренерами по теннису процесса обучения базовым теннисным ударам, проведённый в  Алматы, Москве. и Интернете показал, что существующие методы обучения не в полной мере используют законы и принципы построения новых движений, а существующие в теории спорта положения не всегда стыкуются с практикой и часто тормозят процесс обучения.

Впервые с этой проблемой я столкнулся сразу после окончания института физкультуры в Алматы, где прошёл основательную теоретическую подготовку, в части обучения новичков технике в тяжёлой атлетике. Приобретённые знания не срабатывали в зале. В 1978 году, через 4 года после института я придумал свою методику, используя которую я мог научить рывку и толчку за одно занятие. Эта методика легла в основу кандидатской диссертации, защищённой в Москве в 1991 г.

Эти же методические принципы я использовал  и при создании методики обучения в теннисе.

При обучении теннисным ударам были применены следующие принципы:

1. Принцип повторяемости, реализованный путём  создания условий для многократности повторения базовых теннисных ударов, стимулирующих поисковую деятельность обучаемых. Были изобретены «Удочка Ге» и «Тренировочная стенка Ге»;

2. Принцип подражания — реализованный путём использования природной способности человека подражать движениям, а не осваивать их через объяснение, а также применение  упражнений, совпадающих с соревновательными с ограниченными возможностями их выполнять  не правильно, что обеспечивалось  применением определённых методических приёмов;

3. Принцип построения новых движений на основе ранее приобретённых двигательных навыков и природной способности обучаемых реально  контролировать  определённые граничные позы выполняемого движения, а не динамику движения.

Реализация этих принципов на практике дала следующие результаты:

-Изобретены устройства «Удочка Ге» и «Тренировочная стенка Ге», с самого начала создающие условия для поисковой деятельности обучаемых и выполнения в одном занятии более 500 ударов на технику, а значит, развития «чувства» мяча и умение смотреть на мяч В зависимости от количества применяемых устройств реально организовать качественное обучение от 2 до 12 человек одновременно.

Здесь запись видео-урока :

 Удочка Ге в действии

—  » Стенка Ге» в действии 

Удары сверху на удочке Ге

— Разработана и апробирована инновационная методика обучения, позволяющая новичкам возраста от 7 до  50 лет осваивать базовые теннисные удары за 40-60 занятий по 60 мин. в 90 случаях из 100, без   выраженных ошибок, которые считаются характерными для начального этапа обучения. При этом в рамках указанного периода каждый обучаемый выполнял от 20 000 до 35 000 ударов на технику пяти базовых ударов: форхенд, бэкхенд, слёта слева, справа, подача.

Понимая определённое недоверие  к возможности создания разработанной инновационной методики со стороны специалистов тенниса могу подчеркнуть следующее:

— перед разработкой методики из специальной литературы были выписаны все характерные ошибки для новичков и поставлена задача — найти методические приёмы и способы их нейтрализации, которая была успешно решена.

В числе наиболее распространённых ошибок новичков специалистами тенниса выделены следующие:

1. Отсутствие умения смотреть на мяч с высшей степенью внимания. С этой целью придуманы ряд специальных упражнений и методических приёмов, выполняемых на устройствах и без них, позволяющие решить эту проблему в рамках нескольких занятий;

2. Не рациональная организация ударов при обучении форхенду одноручной хваткой, т.е. включение быстрых мышц и кинематических звеньев верхнего плечевого пояса и рук и излишнее напряжение всех мышц, известное в теории спорта, как генерализация.

Для нейтрализации этих отклонений обучение технике форхенда и бэкхенда осуществляется двуручной хваткой и начинается с обучения бэкхенда, который считается для новичков более сложным, чем форхенд. В нашем случае в 9 случаях из 10-и самый доступный для новичков удар именно бэкхенд.

Дополнительное применение определённых методических приёмов, позволяют уже на первом занятии осваивать удары за счёт включения крупных и средних кинематических звеньев тела, что технически правильнее.

3. Отсутствие раннего замаха при выполнении ударов  по мячу с отскока. Это очень распространённый недостаток не только для новичков. Профилактика этого недостатка осуществляется в ходе выполнения специальных упражнениях на «Тренировочной стенке Ге».

4. Недостатки в работе ног при подготовки к удару, не умение разгонять ракетку и другие недостатки, о которых пишут специалисты, в разработанное методике были не выраженными

Следует отметить, что построение техники и её коррекция всегда  решались вне корта, т.е. изучались и отрабатывались на устройствах. На корте всегда ставилась задача- тренироваться смотреть на мяч и с этой целью использовались специальные упражнения, например ловля мячей с отскока в игре через сетку и целый ряд других, выполняемых на устройствах и без.

Выход обучаемых на корт происходил после предварительного выполнения 400-500 ударов на технику на устройствах.   После 10-30-и занятий удары на корте выполнялись на достаточном техническом уровне.

Особенно важно не корректировать технику выполнения ударов на корте или это делать в паузах.  Иначе переключение внимания на контроль за движением резко снижает уровень сознательного контроля за мячом и обучаемые не могут  попасть ракеткой по мячу.

Неожиданно оказалось, что разработанная методика одновременно со значительным сокращением сроков  обучения способствует формированию техники ударов сначала по восходящим мячам, которые являются ключевыми в современном теннисе, а потом по нисходящим.

Выявилось, что ключом к началу игры новичков на корте является  приобретение умения смотреть на мяч, которое формируется тем быстрее, чем больше  контактов с мячом, что обеспечивается использованием «Удочки Ге» и «Стенки Ге».

Обращает на себя внимание тот факт, что быстрое и качественное обучение делает теннис привлекательным и способствует резкому увеличению количества занимающихся, что очень важно с точки зрения развития массового спорта для всех.

Внедрение разработки в практику( семинары, мастер-классы, издание книги, видеоуроков) сделает теннис максимально доступным для всёх слоёв населения, в том числе и для инвалидов.

Тел: 8 777 270 8184 или в 701 723 7939

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Инновации в подготовке теннисистов
Инновации в подготовке теннисистов
Инновации в подготовке теннисистов
You can leave a response, or trackback from your own site.


Leave a Reply


× 5 = пять