Проблемы развития мировой тяжёлой атлетики

Тяжёлая атлетика начинается с подготовки грамотных тренеров, вооружённых научно-обоснованными технологиями отбора, обучения, тренировки и восстановления, а также правильными знаниями педагогики и психологии организации процесса подготовки штангистов от новичка до олимпийского чемпиона.

Мне всегда было интересно знать всё, что касается тяжёлой атлетики. Для начала я «перекопал» библиотеки казахского института физкультуры, ГЦОЛИФКа и др. Поэтому у меня есть достаточные основания говорить о том, что был в курсе научных новостей в спорте, которому отдал более 40 лет.

Как и все тренеры, я верил всему тому, что написано в книгах.
Первые сомнения, появились уже работая тренером в Кызылорде. Вначале, они касались только методики обучения технике рывка и толчка. В итоге мне удалось разработать свою методику, на основе которой была защищена кандидатская (1991). При этом сроки обучения сократились до одного месяца, вместо 6-24 месяцев, как писалось в разных учебниках и пособиях. Однако, разработка не нашла широкого практического распространения из-за отсутствия должного механизма внедрения новых технологий.

Работая над диссертацией я никак не мог пройти мимо вопросов по анализу двигательной структуры техники. Результатом погружения в эту тему стала вышедшая в 1993 году в соавторстве методическая разработка: «Техника тяжелоатлетических упражнений», где подъёмы штанги было предложено рассматривать с позиции вытекающих друг из друга механизмов, а не фаз и периодов, как излагалось в учебниках и пособиях.

Моя трактовка техники была тесно увязана с методикой обучения именно тем механизмам, из которых состояли классические упражнения штангистов, тогда как в учебниках предлагалось осваивать упражнения, которые, на самом деле, относятся к числу специально-подготовительных.

Следующим шагом вместе с моим учеником Б.К.Тютебаевым мы разработали нетрадиционную систему технической подготовки тяжелоатлетов. Кандидатскую диссертацию по этой теме Тютебаев Б.Х. защитил в Алматы в 2006 г. В итоге совместной работы было издана: книга «Тяжёлая атлетика» учебное пособие для студентов факультетов физической культуры, тренеров и спортсменов (2010 г.).

От всех ранее изданных учебных пособий она отличается тем, что в ней впервые представлена логически увязанная система спортивно-технической подготовки штангистов от обучения до совершенствования.
В книге дано описание техники рывка, подъёма на грудь и толчка от груди с позиции механизмов, вытекающих друг из друга, а так же стройная система обучения и совершенствования именно этим механизмам.

Принципиальным отличием от учебных пособий, по которым сегодня учат будущих тренеров в том, что мы решительно отвергаем использование целого ряда вредных специально-подготовительных упражнений, которые мешают подготовке штангистов, по причине их несовпадения с соревновательными.

Для доказательства их несовпадения мы предлагаем использовать пять признаков, характерных для классических подъёмов штанги в рывке и толчке. Пропуская все специально-подготовительные упражнения штангистов через «сито» этих пяти признаков есть возможность отличить полезные от вредных.
Полезные упражнения штангистов приведены и показаны на видеоуроках моего сайта.

Кто их посмотрит, тот заметит, что в состав средств подготовки предлагаются новые специально-подготовительные упражнения для рывка, подъёма на грудь и толчка от груди. Все они прекрасно сдают «экзамен» по пяти признакам совпадения с соревновательными.

Тренеры- это каста упёртых индивидов. Я сам принадлежал к классу таких бешеных особей. Но правильно ли, отворачиваться от предложений новаторов, если использование их идей позволят вашим ученикам в разы сократить сроки обучения технике, а сложившиеся спортсмены имеют возможность реализовывать в рывке более 70% от максимального результата в приседаниях на плечах. В толчке от груди, при правильной подготовке, можно покорять веса, с которыми атлет может сделать только одно приседание со штангой на груди. Однако, это возможно только при наличии достаточной гибкости, силы мышц предплечий(цепкость) и сниженного порога страха перед весом.

К сожалению, я должен констатировать, что в подготовке тренеров прослеживается отставание в знаниях по следующим разделам:

а. Техника тяжелоатлетических упражнений, которая логически не увязана со специально-подготовительными упражнениями для подготовки штангистов;

б. Специально-подготовительные упражнения для тренировки штангистов, большинство которых не совпадают с классическими по следующим пяти признакам:
1. двигательной задаче ( что хочу- поднять или поймать штангу);
2. последовательности включения и выключения определённых мышечных групп;
3. высоте подъёма штанги на предельных отягощениях;
4. времени на выполнение подседа на предельных отягощениях;
5. внешней картине выполнения финальной части подседа.

г. Методика обучения технике, которая разработана и опубликована ещё в 1993 г., но не используется в учебных программах по подготовке будущих тренеров;

д. Спортивно-техническая подготовка штангистов, построенная на основе новых взглядов на технику, методику обучения и совершенствования технического мастерства.

Алминистрируя этот сайт я выполняю свой долг перед тяжёлой атлетикой, которой служил и продолжаю сегодня служить с 1966 года.

Пришло время, когда я могу свободно и спокойно рассказывать и делиться своими наработками, к которым пришёл на практике, работая тренером. Мне не удалось подготовить чемпионов мира и Олимпийских игр, но я достиг глубокого понимания в вопросах техники и средств подготовки штангистов. Мне всегда было интересна интеллектуальная часть процесса во всех делах, которыми мне доводится заниматься по жизни.

Посетители моего сайта могут убедиться в этом.

Сегодня мой сайт посещают из более 40 стран мира. Меня вдохновляет, что есть возможность быть полезным для людей увлечённых штангой и теннисом.

Конечно, мой профессионализм более выражен в тяжёлой атлетике и в вопросах обучения спортивным движениям. Благодаря знаниям о принципах и законах обучения, мне удалось разработать, на мой взгляд, уникальные методики в двух, казалось бы, нестыкуемых видах спорта.

Как ни странно, но знания из тяжёлой атлетики помогли мне разработать новую технологию по обучению технике в теннисе и стать сегодня состоятельным человеком. Останься я в тяжёлой атлетике, вряд ли бы я имел возможность содержать этот сайт.

На страницах моего сайта представлены знания, к многим из которых я пришёл самостоятельно. Это не значит, что я отвергаю знания, полученные из сотен книг и статей, прочитанных в разные годы. У меня почти нет сомнений в качестве знаний полученных из фундаментальных источников, написанных основателями педагогики, психологии и биомеханики.

Мои сомнения и критика относятся к книгам, авторами которых являются бывшие спортсмены и дилетанты, очень торопившихся получить статус учёных людей. Многие их умозаключения делались на базе собственных опыта и заблуждений. Но как говорится, отрицательными результатами строится дорога к истине. Это нормальный процесс развития любых знаний.

Я с уважением отношусь к своим учителям- Лукашеву А.А и Медведеву А.С.. Тем не менее, и они не смогли создать логически увязанную систему спортивно-технической подготовки штангистов, которую выполнил я — их ученик, но уже со своим учеником-Тютебаевым Б. Другой вопрос, что пока эти знания не востребованы, но процесс созревания неизбежен, также как же «перестройка», которая рано или поздно должна была произойти по всем законам развития экономики и общества.

Хотим или нет, а дикие периоды развития проходят и наступают периоды целесообразности, где разумное обязательно займёт место безумству, характерному для современного этапа развития тяжёлой атлетики. И тогда наши труды будут оценены по заслугам, ибо они выполнялись не для удовлетворения человеческих амбиций, а истины ради.

Как иначе расценивать ситуацию, когда одни делают вид, что пытаются бороться с допингами и на этом зарабатывают, а другие, используя допинги, клянутся, что не используют, и тоже зарабатывают? Короче сплошной криминал и теневой бизнес, построенный на обмане. Мне это напоминает игру в «шарик-малик», где есть ведущий и группа поддержки.

Но, что делать? Все хотят жить, но разве это жизнь?

Однажды в научном споре с Лукашевым А.А.,в котором, как мне казалось, я разбираюсь глубже своего учителя, мне пришло в голову изречение одного мудреца: «Учитель научи ученика так, чтобы потом было, у кого поучиться». Сан Санычу крыть было нечем. Я благодарен ему за то, что он мудро не помешал мне сделать своё дело в тяжёлой атлетике и, при необходимости, грудью пробивал вопросы, которые для меня были сложными. Разве не так должны двигаться наука и процесс познания?

Поделиться в соц. сетях

 Проблемы развития мировой тяжёлой атлетики
 Проблемы развития мировой тяжёлой атлетики
 Проблемы развития мировой тяжёлой атлетики
You can leave a response, or trackback from your own site.


2 Responses to “Проблемы развития мировой тяжёлой атлетики”

  1. […] Проблемы развития мировой тяжелой атлетики var bncuniqid = 'E68SmPVK0d5EAQ4E1r3T'; var bncuniqsid = '44876'; Поделиться в соц. сетях Posted in Перечень статей для штангистов от Николая Ге « Теннис обучение- удары с полулёта Как научиться играть в теннис в 40 лет » You can leave a response, or trackback from your own site.  […]

  2. новини…

    […]теннис обучение, уроки тенниса, техника тенниса | Новые Технологии Тренировки![…]…

Leave a Reply


× шесть = 48